Режиссёр научно-фантастического фильма 2004 года «Я, робот» Алекс Пройас обвинил Илона Маска в использовании его идей и разработок при создании гуманоидных машин и беспилотных транспортных средств для компании Tesla. Обвинение прозвучало после презентации Маском новых технологий на мероприятии Tesla в четверг.
Презентация Tesla и обвинения Пройаса
На мероприятии Маск представил футуристический транспорт Tesla под названием Cybercab. Этот автомобиль выделяется необычными дверями-«крыльями» и отсутствием руля и педалей. Также была продемонстрирована новая версия роботов серии Optimus. Однако внимание привлекло не только само событие, но и его подача, которая, по мнению Пройаса, обыгрывает элементы его фильма, а также сборника рассказов Айзека Азимова, по которому был снят фильм.
Пройас, чья картина повествует о детективе, которого играет Уилл Смит и который скептически относится к андроидам, выдвинул свои обвинения в посте на платформе X (бывший Twitter). Пост режиссёра собрал более 6,4 миллиона просмотров и вызвал бурное обсуждение.
«Эй, Илон, могу я вернуть свои дизайны, пожалуйста?» — с иронией написал Пройас.
Реакция дизайнера фильма
Патрик Татопулос, художник-постановщик «Я, робот», поддержал обвинения, разместив изображение, на котором сравниваются дизайн фильма и изображения с мероприятия Tesla. В своём посте на Instagram он отметил, что возможно, Илон Маск действительно черпал вдохновение из его проектов.
«Может быть, это только я, но всё же это забавно — видеть, как мои работы находят отражение в технологиях Tesla», — прокомментировал Татопулос.
Ответ на критику и реакция общественности
Несмотря на громкие заявления Пройаса, его обвинения встретили значительное количество скептицизма в сети. Многие пользователи отметили, что фильм «Я, робот» сам по себе содержит множество заимствований и является производным от произведений классической научной фантастики.
Один из комментаторов отметил:
«Технологии, представленные Илоном Маском, являются результатом многолетних разработок и базируются на реальных достижениях инженерии, а не на художественных проектах. Любое сходство скорее случайно, чем преднамеренно».
Вопросы о границах вдохновения
Этот случай вновь поднимает интересный вопрос о том, где проходит граница между вдохновением и копированием. В условиях, когда технологии быстро развиваются и часто пересекаются с научной фантастикой, сложно определить, какие элементы являются оригинальными, а какие — заимствованными из культуры. Ведь в истории не раз случалось так, что идеи из художественных произведений оказывались предвестниками реальных технологических прорывов.
Илон Маск известен своей страстью к научной фантастике, и его проекты неоднократно сравнивались с произведениями этого жанра. Однако это не означает, что его разработки являются копиями. Технологический прогресс часто движется вперёд благодаря воображению, а кинематограф и литература могут лишь задавать направление, вдохновляя инженеров и изобретателей.
В итоге, остаётся только наблюдать за дальнейшими событиями и за тем, как искусство и технологии продолжают взаимодействовать и влиять друг на друга.