Поступок нового президента США связывают с грядущими переменами во внешней политике.
Дональд Трамп, вскоре после победы на президентских выборах, провел телефонный разговор с президентом Тайваня Цай Инвэнь. При этом действующий президент Барак Обама (его полномочия истекают в январе 2017 года) и Госдепартамент не были уведомлены.
Трамп утверждает, что разговор был посвящен его победе на выборах и президент Йнвэнь только принесла свои поздравления. Однако официальный комментарий Тайваня по этому разговору раскрывает, что обсуждалось «усиление двустороннего взаимодействия и развитие более тесной кооперации», а помимо президента с Трампом говорили начальник национального совета безопасности Тайваня Джозеф Ву и министр иностранных дел Тайваня Дэвид Ли.
Ситуация осложняется отношением к Тайваню со стороны КНР, поскольку в Пекине считают остров Тайвань частью китайской территории и не признают государство Китайская Республика, существующее на острове. Китайская Республика, в свою очередь, долгое время не признавала власть коммунистической партии над Китаем, претендуя на статус единственной законной власти в стране, хотя в настоящее время позиционирует себя как отдельное государство.
Китай выступает против любых контактов с Тайванем на официальном уровне. Сообщение о разговоре с Трампом в КНР уже официально прокомментировали, возложив ответственность на Тайвань и назвав это «детской уловкой». Официальный представитель президента США Барака Обамы по национальной безопасности Нед Прайс заявил, что дипломатический курс в отношении КНР остается неизменным.
Поступок Трампа эксперты оценивают как признак возможного будущего обострения в отношениях с КНР, а также как лишнее доказательство самостоятельности нового президента США, который может действовать, не оглядываясь на рекомендации Госдепа.